Как часто взрослые люди задавали себе вопрос: «А вот если бы я…». Как правило, это самое «если бы» касается более юного возраста, когда и здоровье было получше, и память не так подводила, да и времени было больше: не оттягивал руки семейный быт, каждодневные заботы и работа. В большинстве случаев взрослые люди приходят к выводу, что, чем раньше что-то начинать, тем большего можно добиться успеха. И, раз уж в своей жизни этот шанс уже упущен, то почему бы не сделать как лучше для своих детишек?Это самое «как лучше» может очень навредить малышу, особенно если речь идет о развитии языковых способностей. Почему? Давайте же разберемся во всем по порядку.
Начнем с того, что понятие «дети» само по себе очень растяжимое. Кто-то считает, что в 7 лет его чадо еще слишком мало для учебы в первом классе, иные же с двух лет активно стараются дать ребенку как можно больше знаний. Итак, начнем с самых маленьких.
На каждых языковых курсах легко встретить родителей, которые приводят детишек, едва научившихся говорить. Если ваш малыш уже более-менее уверенно сидит на горшке, отличает папу от мамы и даже может попросить есть, поблагодарив вас после трапезы, не стоит делать поспешные выводы. Да, все мы хотим «как лучше», но практика показывает, что изучение английского языка по скайпу или любым другим способом – напрасная трата денег, сил и времени. Ребенок пока что лишь механически запоминает слова, едва улавливая их смысл, что и говорить об иностранном языке, существование которого для вашего чада вообще мало понятно. Ребенок мыслит очень практически, на уровне рефлексов. Понятия языков, народов, стран для него пока недоступны и чужды. Для малыша есть только мама, папа и ближайшие родственники. Зачем ему еще какой-то язык, если родители говорят на русском? Возможно, ребенок будет воспринимать изучение английского как определенную увлекательную или не очень игру, механически запомнит несколько слов, но на осмысленное обучение это не похоже ни капельки. Как выглядит учеба в столь раннем возрасте? Как правило, это картинки с животными или знакомыми малышу предметами, которые придется называть по-английски. Также есть вероятность, что репетитор подберет простенький мультик по типу «Свинки Пеппы», который, конечно, будет просмотрен, но возымеет эффект, очень близкий к нулевому. В сухом остатке – вы платите за то, чтобы ребенок играл в веселую (в лучшем случае) игру, не приносящую никаких плодов.
Менее фанатичные родители заставляют ребенка учить английский язык в возрасте 5- 6 лет. Обычно речь идет о своеобразных курсах, которые подготавливают дошкольников к первому классу. Хотите, чтобы ваш малыш «козырял» знаниями среди одноклассников – смело подбирайте репетитора. Однако обязательно стоит учитывать и фактор индивидуального развития. За английский язык стоит приниматься только тогда, когда ребенок может самостоятельно и осознанно строить предложения. Не отдельные слова типа «Дай», «Хочу» или «Мое», а предложения. Это может быть в пять лет, а может быть в 6 или в 4. В случае, если вашему чаду «уже целых семь лет», а он «все никак не разговорится», не нужно нагружать еще и английским. Помните, что иностранный язык можно учить только на базе понимания родного языка и речевой деятельности в целом. Разумеется, на уровне ребенка-дошкольника.
Строго говоря, а какой ребенок захочет тратить свое время на бесполезные с его точки зрения вещи? К пяти-шести годам личность уже формируется, проявляется свой характер и свое мнение, а это значит, что заставить силой – возможно, но совершенно нерезультативно. Поэтому ваша самая первая и важная задача – заинтересовать любимое чадо этим предметом. Отличным подспорьем может стать общение родителей между собой на английском языке. Конечно, не круглые сутки, но хотя бы один-два раза в неделю на какое-то время. Лучший способ – подать пример. Тогда и дети будут сами собой подражать вам. Отсюда вывод: сначала сами учим английский, затем уже приобщаем свое потомство к этой задаче.
Помните золотые правила изучения английского, которые однозначно придут вам на помощь, независимо от того, сколько лет ребенку. В первую очередь, речь идет о наглядности. Никаких таблиц, длинных текстов, пусть и очень увлекательных. Помните, что детвора все «воспринимает глазами», поэтому стоит предложить «глазам» яркое оформление наглядных материалов, недлинные уроки, которые будут отнимать по 15-20 минут, а также максимум двигательной активности.
Не спешите гнаться за успехом и заставлять малыша «все успевать» - и тогда английский язык будет ему в удовольствие и в радость!